Тезисы выступления министра образования РС(Я) А.С. Владимирова "Современные технологии - новые возможности качественного образования"

«Современные технологии – новые возможности качественного образования»

 Тезисы выступления министра образования  А.С.Владимирова

 на Январском совещании работников образования РС(Я),

январь 2013 г.

Качество образования и образовательные технологии 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ современное понимание качества образования трактуется как способность соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и удовлетворять запросы и потребности заказчиков в новых образовательных результатах.  Решение этих  задач, как показала практика, не всегда возможно традиционными способами образования. В педагогический лексикон прочно вошло понятие образовательной технологии. Есть множество определений понятия «образовательная технология», много подходов к ее классификации.Сегодня многие образовательные технологии внедряются в  школах нашей республики: развивающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые, мыследеятельностные и другие.Но между тем, по данным исследований российских ученых, в последние годы использование образовательных технологий не всегда дает ожидаемый эффект. Об этом говорят результаты независимых форм оценки качества образования ЕГЭ и ГИА. Чем это обусловлено? Какие технологии, на ваш взгляд,  наиболее эффективно обеспечивают качество образования?

Технологии и ФГОС

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов в каждом коллективе обсуждается что, зачем и как изменить в укладе школы, в своей деятельности, чтобы обеспечить системно-деятельностный подход.К 2015-16 годам предстоит массовый переход к новым стандартам в основной школе.  Этот период может стать самым сложным для российского образования. Если в младшей школе учебная деятельность нацелены на развитие ребенка, то в подростковом возрасте общение, детские пробы: театр, спорт, труд, приключения, увлечения становятся ведущей деятельностью. Поэтому в зависимости от возраста, от ведущего вида деятельности ребенка должны применяться разные образовательные технологии. Опыт начальной школы не просто перенести на последующие ступени обучения. Надеемся, что в пилотных школах нарабатывается необходимый опыт создания деятельностной среды. Создание технологической инфраструктуры в соответствии с ФГОС является только её частью.Какие технологии будут эффективны, на ваш взгляд, в основной и старшей школе при введении ФГОС?  Владеют ли наши учителя технологиями инклюзивного образования?

Технологии и кадры

Модернизация образования невозможна без непрерывного самосовершенствования самого учителя в течение всей жизни: качественная профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование и самообразование.  Учитель и школа в целом должны четко знать и применять такие формы, методы, технологии, которые обеспечивают достижение образовательных результатов нового поколения. В этих целях в последние годы системно создаются условия:   повышение квалификации,  обновление материально-технической, нормативно-правовой, финансово-экономической  базы, в том числе значительное повышение заработной платы.  Сегодня приходится констатировать, что создаваемые  условия не в полной мере обеспечивают повышение качества образования. Можно найти много объяснений. Главное среди них - должен измениться сам учитель. Современные технологии должны применяться в ходе подготовки учителя и его повышения квалификации.Технологии и личность учителя в современном образовании: что влияет на результат образования? Здесь нам очень важно мнение представителей профессионального образования.

Технологии и воспитание

Продолжая разговор, начатый на августовском совещании про воспитание, отмечаем, что более быстро обновляются технологии обучения по сравнению с технологиями воспитания. Воспитательные технологии создавать значительно сложнее. Воспитанием детей занимаются многие государственные и социальные институты, но семья всегда была и остается главным из них. Тревожно, что семья утрачивает свою воспитательную роль, отвергаются прежние идеалы, ценности, нормы и правила. Воспитательная работа в образовательных учреждениях осложняется сменой ценностей в обществе. Изменилась социальная среда, порою виртуальный мир воздействует сильнее и ярче.Рассматривая вопрос о взаимоотношениях в семье, в школьной среде, о нарастании непонимания в вечных вопросах внутри семьи, а также во взаимоотношениях сверстников, в выяснении отношений “кто виноват, кто прав”, в проблеме “отцы и дети”, мы должны попытаться понять причину этого непонимания.  «Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу наших детей и воспитанников: милосердие, сочувствие, сострадания друг другу, поддержку и взаимопомощь» (Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации). Почему сегодня вместо любви, взаимопонимания, терпения и согласия, выходят жестокость, эгоизм, леность, потребительское отношение друг к другу? Вопрос достаточно сложный и все его стороны невозможно осветить. Как научить детей обретать такие социально важные навыки, как конструктивное общение, уверенность в себе, позитивное отношение к жизни, разрешение конфликтов, снятие стрессовых реакций, поиск выхода из сложных ситуаций? Как системе образования мобильно ответить на эти вызовы? Насколько сегодня реализуемые в образовательных учреждениях республики воспитательные технологии способствуют духовно-нравственному развитию детей?

Технологии и управление

         Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и образовательные учреждения республики, реализующие элементы технологий управления качеством образования, таких, как программно-целевое управление, тотальное управление качеством, стратегическое управление качеством в образовательных организациях.Качество образования во многом зависит от современного менеджмента в образовании, роли лидера, личностных качеств руководителей всех уровней: директоров, его заместителей, заведующих ДОУ, начальников управлений. Владеют ли наши руководители технологиями управления коллективом? Как объективно определить эффективность управления образовательным учреждением, муниципальной системой образования?

Технологии в образовании: перспективы развития

Республика имеет свои наработки, подходы в области образовательных технологий, технологий воспитания и управления, которые могут стать фундаментом для качественного прорыва. Начаты перспективные образовательные проекты, соответствующие вызовам времени, в том числе с использованием ИКТ-технологий.Усилия необходимо направить и на создание в образовательных учреждениях инфраструктуры технологической подготовки и воспитания в деятельности, обеспечивающей успешное формирование технологической культуры и эффективную социализацию детей и молодёжи. Назрела необходимость не просто разработки и экспериментальной проверки, но и методологического, методического и организационно-педагогического оформления собственных региональных образовательных технологий. Обсуждение этого вопроса и поиски путей его решения – шаг неизбежный и необходимый, так как технологии, опирающиеся на определенную культурную почву, могут и должны способствовать обеспечению современного качества образования.